Чудо колива, или «бессмысленные» традиции
Содержание:
- ***
- Как приготовить кутью (сочиво) из пшеницы к Рождеству 2021
- Заступничество великомученика
- О жизни вечной
- Важно знать
- Чудо колива, или “бессмысленные” традиции
- Гречневая каша с овощами
- Ингредиенты для приготовления колива
- Какой смысл в зерне?
- Традиции
- Как приготовить коливо
- Рецепт колива самый простой
- Рецепт колива из пшеницы с гранатом и кедровыми орешками
***
Протоиерей Владимир Пучков
Церковь живет по простому принципу – она ничего никогда не отменяет. Примером могут служить каноны: принимает некий собор какое-нибудь правило, например, в IV веке, проходит столетие или два, и другой собор принимает другое правило, касающееся этого же предмета, но несколько иного содержания – иногда прямо противоположного. Однако предыдущее правило никто не отменяет.
Таким же образом и многие традиции у нас сохранились: когда-то они имели определенное значение, со временем его потеряли. Но поскольку самим традициям было уже несколько веков, отменять их оказалось жалко.
Так, например, получилось с крестными. Изначально восприемник выполнял функцию поручителя за новопришедшего. Когда человек приходил в церковную общину с желанием принять крещение, его сразу не крестили. Пришедшего долгое время готовили, но перед этим кто-то должен был поручиться, что этот человек пришел действительно Христа ради, а не по каким-то меркантильным соображениям или еще почему-то.
Когда в IV веке Церковь перестала быть гонимой и крестить стали многих, подчас целыми семьями, поручаться за отдельно взятых людей уже было сложно. В восприемниках, как поручителях, нужда отпала. Но ведь успела сформироваться целая традиция. И акцент переместился – теперь крёстному вменялась в обязанность не помощь человеку в подготовке к крещению, а попечение об уже крещёном. Таким образом традиция сохранилась, а ее изначальный смысл потерялся.
Как приготовить кутью (сочиво) из пшеницы к Рождеству 2021
Следующий вариант будет классическим, возможно он вам приглянется больше чем, предыдущий. Вообщем, в любом случае этот рецепт тоже легкий и не требует от вас больших денежных затрат и времени. Берите его и творите. Ведь такая сладкая кашка будет отличным дополнением к другим вашим блюдам.
А также на столе должно стоять 12 постных блюд столько, сколько месяцев году и столько, сколько апостолов сидело во время тайной Вечере. И мясо разрешалось раньше употреблять только 7 числа, до этого дня нельзя.
Нам понадобится:
Этапы:
1. Возьмите необходимое количество пшеницы и залейте водой. Оставьте на 2-2.5 часа, в идеале оставьте на ночь.
2. Мак нужно залить кипятком на 2 часа, чтобы он разбух.
3. Изюм под проточной водой сначала промойте и также залейте кипятком на 20-30 минут. После воду слейте.
4. А с орешками проделайте следующее, очистите их от скорлупы и обжарьте на чистой сухой сковороде. Порежьте ножом на мелкие кусочки.
5. Далее по истечении времени с крупы слейте воду, процедите ее через сито и залейте горячей водой в соотношении один к двум. И варите на медленном огне один час до мягкости.
6. Кашка должна получиться рассыпчатой, именно в такую внесите растопленный мед. Размешайте.
7. С мака слейте воду и измельчите блендером или в ступке. И добавьте его в кутью. Следом положите изюм и измельченные на кусочки грецкие орешки.
8. Размешайте тщательно столовой ложкой и подавайте. Приятных забот.
Заступничество великомученика
Слово «коливо» буквально переводится с греческого как «вареная пшеница». Это название связано с древним обычаем делать поминальные подношения из зерна и фруктов — «kolibo», однако сейчас это блюдо готовят не только для поминовения усопших.
Традиция освящения колива появилась в Церкви полторы тысячи лет назад и связана с именем великомученика Феодора Тирона. Император Юлиан Отступник велел окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынке, чтобы благочестивые христиане, не желающие нарушать пост, сами того не осознавая, вкушали оскверненные продукты. В эти дни константинопольскому архиепископу явился во сне святой Феодор, который предупредил архиерея о замысле императора и повелел христианам в дни строгого поста не посещать торговые ряды, а употреблять вареную пшеницу из домашних запасов — коливо. В память об этом событии в Церкви установлен чин освящения колива. Он совершается в православных храмах в пятницу первой седмицы Великого поста.
Традиция приготовления колива и в другие дни церковного года широко распространена в Греции, Болгарии и Сербии и понемногу начинает возрождаться и в нашей стране. В Саратове этим благословили заниматься диакона Виктора Сигарева, тогда еще просто прихожанина Покровского храма. Кандидатура была выбрана не случайно: за плечами отца Виктора учеба в кулинарном училище, а затем — освоение профессии художника-скульптора и работа декоратором.
— В церковь я пришел, когда стал читать Библию и понимать, что в жизни есть вещи гораздо важнее мирской суеты,— вспоминает отец Виктор.— Когда начал воцерковляться и увидел красоту православного богослужения, стал задумываться о том, как я лично могу послужить Богу. Поэтому, когда предложили помогать в храме — заниматься коливом, я обрадовался. Мне было интересно попробовать себя в чем-то новом. О принятии сана я тогда и мечтать не смел, считая себя недостойным человеком. Но не мы выбираем Бога, а Он нас, как апостолов из рыбаков и мытарей. Для меня моя хиротония является чудом из чудес!
Что такое коливо, наш собеседник не представлял, поэтому искал информацию в Интернете. Примерно год ушел на освоение технологии, изучение нюансов, и, наконец, стало получаться.
— Лично для меня самым важным было понять, как украшать готовое блюдо, ведь к изготовлению колива я скорее приступал как художник, а не как кулинар,— говорит отец Виктор.— Хотя, конечно, в этом процессе важно всё, потому что если красиво украшено, но невкусно, есть никто не будет. Увлекаясь творчеством, не стоит забывать о рамках традиции, чтобы не превратить коливо из блюда церковного в обычный десерт
О жизни вечной
Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).
Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.
Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.
А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.
Важно знать
Основным ингредиентом блюда является крупа. Как правило, используется рис, но можно сварить кутью из перловки или пшеницы
Очень важно, чтобы она не была похожа на разваренную кашу, зерна должны быть целыми, а само блюдо рассыпчатым
Крупу перед приготовлением хорошо промывают и отваривают до готовности. Отдельно варят сладкий сироп из сахара или меда, этим сиропом заправляют сваренную крупу. Мёд можно не использовать для приготовления сиропа, а просто заправить им горячую кашу.
Для улучшения вкуса кутьи в неё добавляют сухофрукты: изюм, курага, чернослив. Плоды, разумеется, должны быть без косточек. Сухофрукты запаривают кипятком, чтобы они стали мягче, промывают и обсушивают. Крупные плоды нарезают на кусочки.
Кроме сухофруктов в кутью можно добавлять орехи. Их, как правило, используют для украшения блюда, выложенного в небольшие чашки.
Чудо колива, или “бессмысленные” традиции
Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.
Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.
Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.
В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
***
Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими
кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник
***
Рецепт поминальной кутии:
1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
Рецепты колива:
Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.
См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ
Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.
Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.
Гречневая каша с овощами
500 г гречневой крупы, 1 большая
морковка, 1 луковица, 300 г замороженной стручковой
фасоли, 2 ст. л. томатного пюре (можно использовать
измельченные томаты в собственном соку), 1 ст. л. муки,
растительное масло, рубленая зелень, соль по вкусу.
Сварить рассыпчатую гречневую кашу. Пока
варится каша, приготовить овощную часть блюда. Для этого
тонко нашинковать морковку, лук нарезать мелкими
кубиками и обжарить в глубокой сковородке на
подсолнечном масле до золотистого цвета. В небольшом
количестве подсоленной воды отварить в течение 5 минут
от момента закипания стручковую фасоль, отвар слить и
переложить фасоль в сковороду к остальным овощам. В
сухую сковородку небольшого размера насыпать муку и
слегка обжарить. Добавить растительное масло, томатное
пюре и перемешать, не давая образоваться комкам.
Развести горячей водой до густоты сметаны, прогреть до
кипения и перелить в сковороду с овощами. Готовить
несколько минут, подсолить при необходимости. В тарелки
положить гречневую кашу и овощи, посыпать рубленой
зеленью и немедленно подавать.
Алексей Реутовский
Нескучный сад — 13.03.2013.
Ингредиенты для приготовления колива
- Пшеница (зерно) 1кг
- Cоль поваренная 0,5 чайной ложки
- Мед 100 грамм
- Молоко (любой жирности) 1, 5 л
1 Очищаем пшеницу.
Для приготовления коливо в первую очередь необходимо перебрать зерна пшеницы, отобрав испорченные, проросшие, а затем промыть зерно в тёплой водичке. Зерно нужно промывать до тех пор, пока Вы не убедитесь в том, что в крупе не осталось никаких отходов, шелухи или же мусора. Из дуршлага должна вытекать чистая вода.
2 Варим зерно.
Промытое и перебранное зерно замачивают в холодной воде на 2 — 3 часа, после чего заливают молоком, добавляют 0,5 чайной ложки соли и варят до полной готовности на среднем огне. Зерно должно получиться мягким, но не разваренным.
3 Подаем коливо.
После того как пшеница сварилась, остудите ее, а потом в уже остывшую пшеницу добавьте мед. Затем необходимо тщательно все перемешать, сложить в блюдо, которое Вам по вкусу и сверху, это конечно по желанию, присыпать сахарной пудрой. Украсить можно конфетами, нарезанными фруктами или же ягодами. Подавать можно вечером, на полдник или ужин. Приятного Вам аппетита!
Советы к рецепту
– — Коливо можно приготовить из любого злака, например риса или сарацинского пшена, как его назвали раньше, при этом подслащивая сахаром или медом и постепенно добавляя изюм, варенье и даже орехи.
– — Если возникли какие-то причины, по которым вы не смогли освятить кутью в церкви, не нужно расстраиваться. Это блюдо можно просто сбрызнуть святой водой дома или просто помолиться.
– — Коливо необходимо хранить в холодильнике не более 3х суток, в плотно закрытой ёмкости. Блюдо с коливом также можете плотно обернуть пищевой пленкой.
Какой смысл в зерне?
Этнографы предполагают, что кутья как ритуальное блюдо существовала еще в дохристианские времена. Считается, что слово «кутья» означает «вареное зерно», попросту – каша. Но, по одной из версий, это ритуальное блюдо могли называть так от украинского слова «кут» — угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» — в почетном углу хаты, который размещался по диагонали от печи.
Новость по теме
Святой Вечер 2020: обычаи, предписания, запреты, традиционные блюда
Через кутью наши предки также пытались «держать связь» с умершими родными. Поэтому ее оставляли в тарелке с ложками всех членов в семьи на всю ночь. Это делалось для того, чтобы души умерших угостились и оставили «информацию». Например, если чья-то ложка была перевернута вверх, то, считалось, что в течение года этот человек должен умереть.
Свое почетное место кутья заняла и в жизни православных христиан.
«Кутья – это блюдо, с которого в Украине начинают трапезу в Святой вечер. О кутье впервые упоминают в начале XII века в летописи «Повесть временных лет». В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Сначала она была только с медом. В более поздние времена в нее стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи», — объясняет диетолог Светлана Фус.
По ее словам, продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение: зерно – это символом воскресшей жизни, мед считается символом здоровья и благополучного быта или, можно еще сказать, — сладкой жизни, мак символизирует достаток в семье. Всегда считалось, что чем вкуснее и сытнее кутья, тем лучше будет в течение целого года урожай и достаток в семье. Поэтому каждая хозяйка старается приготовить очень вкусную кутью.
При этом в каждом доме на праздник была кутья со своим неповторимым вкусом. Но в целом, как говорит диетолог, с давних времен старались придерживаться классического рецепта. Он состоит в том, что на воде из чистых промытых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, затем охлаждают ее и подслащивают по вкусу. Дальше — отдельно растирают мак до образования, так называемого, макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и заливают в пшеницу. Если каша получилась слишком густой, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. А затем — изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать, удаляя плодоножки. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Что касается пропорций, то они таковы: в среднем на один стакан зерен пшеницы потребуется 100 г мака, столько же ядер грецких орехов и несколько ложек меда. В автентичном рецепте – именно мед, а не сахар.
Традиции
Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции, хотя предполагается, что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался Κόλλυβα. Исследователи греческой традиции возводят коливо к панспермии (буквально — «всезерние»).
У восточных славян и поляков кутью обязательно готовят в кануны Рождества и Крещения, так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья, Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением). Четвертый вид — чёрную кутью готовят на поминках и разводят с коливом.
У русских кутейником называют Рождественский сочельник.
У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать кутью (коливо, канун), затем блины, кисель с мёдом, яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили кутью и блины.
Известны гадания с рождественской кутьёй.
Традиция готовить кутью, вероятно, имеет корни ещё с языческих времен, когда такое блюдо было жертвенным, «пищей умерших предков», поэтому является проявлением остатков культа предков.
Этнограф Дмитрий Зеленин писал, что по верованиям восточных славян «покойник имеет все те же потребности, что и живой человек, особенно — потребность в пище».
Существует также обычай в пятницу первой седмицы Великого поста приносить кутью (коливо) в церковь, что служит напоминанием о чуде мученика Феодора Тирона. В этот день «после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья», сам же день памяти великомученика празднуется в первую субботу Великого поста.
Как приготовить коливо
Приготовления колива порцесс не очень сложный, но не быстрый. Нужно для начала замочить пшеницу с вечера предыдущего дня. Затем ее отварить и подсушить. Орехи очищают и обычно измельчают. Изюм, если это требуется замачивают на несколько минут. Обжаривают семена кунжута и муку.
Раньше в коливо добавляли мед, который пропитывал пшеницу и смесь была больше похожа на кашу. Сейчас предпочитают использовать сахар или сахарную пудру. В некоторых регионах в блюдо кладут резанные листья петрушки. В качестве специй используют обычно корицу и гвоздику.
Рецепт колива самый простой
Традиционный классический рецепт колива из самых простых и доступных ингредиентов.
Время подготовки 8 часа
Время приготовления 40 минут
Время сушки 3 часа
Общее время 11 часа 40 минут
Порции 4 персоны
Ингредиенты
-
500
г
— пшеница -
250
г
— изюм -
1
ст.
— грецкие орехи -
300
г
— сахар
лучше мед -
1
ст. л
— корица
по желанию -
½
пучок
— петрушка
по желанию
Инструкции
-
Пшеницу замочить на ночь в воде с солью. Утром удалить все всплывшие зерна и промыть.
-
Поставить вариться на 30 минут на среднем огне. После чего откинуть на дуршлаг и дать немного остыть и стечь воде. Если зерна пшеницы успели развариться, то залить ее на несколько минут водой с солью, перемешать, и воду слить через дуршлаг.
-
Расстелить кухонное полотенце (лучше на противень) и выложить на него ровным слоем пшеницу для того, чтобы она подсохла. Оставить ее так на 3 часа.
-
Изюм, если он подсохший, залить теплой водой на 5 минут. После чего воду слить и выложить его на салфетки или на бумажное полотенце, чтобы удалить лишнюю влагу.
-
Грецкие орехи очистить и крупно порезать.
-
Выложить пшеницу в большую миску и добавить сахар или мед, изюм, орехи и перемешать.
-
Всыпать корицу, резанную петрушку и снова все хорошо перемешать.
Заметки
Традиционная классическая колива подается как есть, без сопровождения. Чаще всего это происходит после специальной церковной службы.
Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!
Рецепт колива из пшеницы с гранатом и кедровыми орешками
Очень вкусный вариант приготовления традиционного блюда. Чтобы приготовить коливо из пшеницы нужно начинать это делать вечером накануне, т.к. пшеница требует замачивания.
Время подготовки 8 часа
Время приготовления 40 минут
Время сушки 3 часа
Общее время 11 часа 40 минут
Порции 4 персоны
Ингредиенты
-
500
г
— пшеница -
200
г
— кунжут -
1
шт.
— гранат -
200
г
— изюм -
1
ст.
— грецкие орехи -
1
ст.
— кедровые орешки -
300
г
— сахарная пудра
можно мед -
100
г
— мука -
1
пучок
— петрушка
зеленая -
1
ст. л.
— корицы -
1
ст. л.
— соль
Инструкции
-
Пшеницу замочить на ночь в воде с солью. Утром удалить все всплывшие зерна и промыть.
-
Поставить вариться на 30 минут на среднем огне. После чего откинуть на дуршлаг и дать немного остыть и стечь воде. Если зерна пшеницы успели развариться, то залить ее на несколько минут водой с солью, перемешать, и воду слить через дуршлаг.
-
Расстелить кухонное полотенце (лучше на противень) и выложить на него пшеницу для того, чтобы она подсохла. Оставить ее так на 3 часа.
-
На сухой сковородке обжарить зерна кунжута, постоянно помешивая, до появления характерного запаха и изменения цвета. Затем переложить в небольшую емкость.
-
В этой же сковородке слегка обжарить муку, периодически помешивая, до появления орехового запаха (она не должна сильно поменять цвет). Переложить ее в небольшую миску.
-
Гранат очистить и зерна тоже сложить в небольшую емкость. Грецкие орехи очистить и крупно порезать.
-
Изюм, если он подсохший, залить теплой водой на 5 минут. После чего воду слить и выложить его на салфетки или на бумажное полотенце, чтобы он подсох.
-
Выложить пшеницу в большую миску и добавить сахарную пудру, муку и корицу. Все хорошо перемешать.
-
Затем в миску высыпать орехи, кунжут и изюм. Тоже хорошо перемешать.
-
В последнюю очередь всыпать зерна граната и петрушку. Перемешивать аккуратно, чтобы не повредить гранат.
Заметки
Колива подается в день приготовления. Как правило, это традиционное блюдо , которым угощают всех присутствующих после определенной церковной службы.
Приятного аппетита! Καλή σας όρεξη!